Разъяснения об основных положениях Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях

Кодекс об административных правонарушениях (далее – Кодекса, КоАП) является одним из кодифицированных актов в системе законодательства Республики Казахстан. В настоящее время в Республике Казахстан действует КоАП от 5 июля 2014 года №235-V ЗРК, введенный в действие с 1 января 2015 года.
В настоящем анализе на ставится цель анализа всех положений КоАП.  Основное внимание сосредоточено на общих положениях Кодекса по вопросам административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях и отдельных статьях.
Всем известно, что изменения в сфере общественных отношений служат основанием для внесения изменений в законодательство.
Положения действующего КоАП наиболее часто подвергались изменениям, так как КоАП содержит разные сферы общественных отношений, по которым предусмотрена административная ответственность.
К примеру, изменения, внесенные Законом от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» (необходимо отметить, что это имело место до введения в действие КоАП), в первую очередь, связаны  с реформой системы государственного управления Республики Казахстан, в период  2015 — 2016 годах поправки были внесены в целях реализации Плана Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ и ряда других политико-программных документов страны, направленных на принятие мер по гуманизации административно — деликтного законодательства, совершенстование отдельных институтов производства по делам об административных правонарушениях, систематизацию процедурных и процессуальных норм КоАП.
В целях гуманизации норм КоАП Законом от 28 декабря  2017 года №127-VI «О внесении изменений  и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» приняты следующие новеллы:
1. В статье 44 КоАП, где закреплено положение об административном штрафе, ранее имевшееся противоречие с положениями статьи 5 Кодекса исключено и предусмотрено, что размер административного штрафа, налагаемого за административное правонарушение, исчисляется  в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части настоящего раздела, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент возбуждения дела об административном правонарушении.
2. Институт сокращенного производства применяется не только в отношении физических лиц, но и должностных и юридических лиц, а также по правонарушениям, зафиксированным специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, также в случаях, когда санкцией статьи предусмотрены иные виды взыскания на альтернативной основе. Например, штраф либо предупреждение.
3. По 339 составам административных правонарушений смягчены санкции: снижены размеры штрафов по 158 составам, расширено применение предупреждения по 31 составам и заменено на менее репрессивное взыскание  по 150 составам. Наряду с этим, предусмотрено положение, обязывающее налагать предупреждение (когда предупреждение предусмотрено на альтернативной основе наряду со штрафом), если отсутствуют отягчающие обстоятельства.
4. Введен институт освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, то есть, КоАП дополнен статьей 64-1, в соответствии с которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
При решении вопроса об освобождении лица от административной ответственности учитываются конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе личность правонарушителя, а также объект посягательства, а при наличии вреда – его размер.
5. КоАП предусматривает лишение или приостановление  действия не всего разрешительного документа, а только его отдельных подвидов. Также предусмотрено досрочное возобновление  действия разрешения при устранении нарушений, явившихся основанием для приостановления.
6. Имеются изменения, связанные с применением норм КоАП, например, увеличен срок административного задержания с 3 до 24 часов по составам, влекущим административный арест.
В действующий КоАП с начала 2020 года 8 раз внесены изменения и дополнения.
В январе 2020 года вступили в силу поправки в КоАП, внесённые  Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» от 27 декабря 2019 года и соответственно Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях» от 30 декабря 2019 года, которые направлены на повышение гарантий защиты прав граждан посредством соответствующего ужесточения ряда положений в законодательстве в целях обеспечения неотвратимости наказания,  на изменения по применению некоторых процессуальных норм.
Нарушения правил дорожного движения вызывают интерес общественности. В связи с этим,  ужесточена санкция части 1 статьи 608 КоАП. Если ранее взыскание по ней было в виде лишения права управления автомобилем на 3 года, то в настоящее время она предусматривает административный арест на 15 суток с лишением права управления транспортными средствами сроком на 7 лет (без альтернатива).
Исключение составляет небольшой ряд лиц, к которым арест не применяется. Это беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет, лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, инвалиды 1 и 2 групп, а также  женщины в возрасте свыше пятидесяти восьми лет, мужчины свыше шестидесяти трех лет и мужчины, в одиночку воспитывающие детей, не достигших четырнадцати лет.
Альтернативная ответственность в виде штрафа в размере 10 МРП либо административный арест на 10 суток, при повторном нарушении штраф в размере 20 МРП либо арест на 15 суток за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления, по части 3 статьи 612 КоАП также свидетельствует об ужесточении наказания.
В целях снижения нагрузки судов передано из подведомственности судов в государственные органы ряд административных правонарушений, из которых полностью передано  63 состава, на альтернативной основе- 37 составов.
В целях профилактики бытового насилия внесены изменения в санкции статей КоАП, предусматривающих ответственность за совершенные административные правонарушения в области семейно-брачных отношений (статья 73), за умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 73-1), за причинение побоев (статья 73-2).
Ввиду того, что наложенный штраф в основном, выплачивается из семейного бюджета, от чего страдали жены, дети, следствием чего стороны приходили к примирению, а лицо, в отношении которого возбуждено дело, уходило от ответственности, штраф, который был предусмотрен ранее, заменен на меру административного воздействия в виде предупреждения либо арест.
Ужесточение санкций указанных статей заключается в том, что штрафы заменены, а предупреждение применяется к лицам, совершившим данные правонарушения впервые и в отсутствие отягчающих обстоятельств. При повторном совершении применяется арест, арест может быть применён и в первый раз с учётом обстоятельств конкретного дела.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 54 КоАП, судом по собственной инициативе могут быть установлены особые требования к поведению правонарушителя сроком от трех месяцев до одного года
Статья 64 КоАП дополнен частью 1-1, которая гласит: 1-1. Лица, впервые совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 73, 73-1 или 73-2 настоящего Кодекса, могут быть освобождены судом от административной ответственности, если они примирились с потерпевшими, заявителями, в том числе в порядке медиации, и загладили причиненный вред.
Медиация не применяется в отношении лиц, ранее совершивших  административные правонарушения, предусмотренные статьями 73, 73-1 или 73-2 настоящего Кодекса, и привлечённых к административной ответственности в течение одного года.
В интересах лиц, участвующих в деле, внесены изменения в ст. ст. 744, 745 КоАП, согласно которым лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, потерпевший вправе заявлять ходатайства, в том числе и о незамедлительном рассмотрении дела в суд и немедленном вступлении постановления в законную силу.
Соответственно статья 883 КоАП дополнена подпунктом 3-1) следующего содержания:  постановление по делу об административном  правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа вступают в законную силу: немедленно по письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, предусмотренных статьями 744 и 745 настоящего Кодекса.
Данные изменения вызваны теми обстоятельствами, когда сторонам, являющимся участниками, например,  дорожно-транспортного происшествия следует ходатайствовать о рассмотрении дела этот же день и немедленном вступлении в законную силу постановления для обращения в страховую компанию и получения возмещения.
Причины частого изменения норм КоАП носят как объективный, так и субъективный характер.
К объективным причинам относится обширный круг регулируемых КоАП правоотношений. Соответственно, высокая степень динамичности общественных отношений, отражается на законодательстве об административных правонарушениях.
К субъективным причинам следует отнести возможность эффективного решения тех или иных задач, стоящих перед государством, через введение административной ответственности за те или иные правонарушения, ужесточению наказаний за имеющиеся административные правонарушения. Обосновывается это тем, что более жесткие взыскания вынуждают участников административных правоотношений более ответственно относиться к соблюдению действующего законодательства.
В заключение необходимо отметить, что внесение изменений и дополнений в КоАП объясняется многоаспектностью предмета его регулирования.
   Председатель
Жамбылского районного суда:    Д.К.Толенбеков
Comments (0)
Add Comment